Усиленные тяги
Если имеется проблема, то вложив капитал в ее решение, можно получить хорошую прибыль. Исходя из этих рассуждений, было изготовлено такое изделие, как реактивные тяги усиленные. Почему усиленные? Потому что по максимуму решена проблема возникновения трещин в местах швов. Усиленные тяги имеют более надежные сварочные швы и по максимуму изготавливаются цельной конструкцией. Конечно, это уже лучше, чем обычный сварочный шов, но проблему износа сайлентблоков удалось решить только на 90%.
Итак, стоит заметить, что конструкция усиленных элементов немного изменилась. Вместо округлого основания она имеет теперь ромбообразный вид. Одни считают, что такая конструкция менее эффективна, другие же оспаривают это мнение.
На самом деле, на практике было доказано, что усиленные реактивные тяги действительно имеют гораздо больший ресурс, поэтому их применение с каждым днем расширяется. Изготавливаются данные элементы преимущественно из холоднокатаной или легированной стали. Отличаются они также от обычных реактивных тяг следующими показателями:
- Весом, который снижен в 0,5 раза.
- Качеством производства.
- Заводское изготовление.
- Защитный окрас. Именно попадание воды на конструкцию приводит к возникновению трещин на материале, поэтому порошковая краска усиленных элементов защищает их конструкцию от негативных факторов среды.
Помимо этого, производители добились успеха в усилении на скручивание, сжатие и растяжение, что дает возможность полноценной езды по бездорожью.
Усиленные реактивные тяги представлены на фото ниже.
Замена реактивных тяг
- молоток;
- пара накидных ключей на 19;
- металлическую щетку для очистки резьбы;
- монтажная лопатка;
- жидкость WD-40.
Реактивные штанги нужно менять в следующей последовательности: поперечная, передние, задние. Не следует приподнимать заднюю ось домкратом, иначе будут сложности в совмещении отверстий сайлентблоков и кронштейнов крепления.
Порядок выполнения работ:
- Очистить резьбовые соединения металлической щеткой и обработать спреем WD-40.
- Открутить гайку нижнего крепления и отвести амортизатор в сторону, чтобы он не затруднял доступ к гайке поперечной тяги.
- Раскрутить резьбовые соединения, удерживающие сайлентблоки, и снять поперечную штангу.
- Установить новую тягу и прикрутить ее с верхней стороны.
- Совместить отверстия в сайлентблоке и кронштейне, вставить болт и затянуть гайку.
- Открутить крепления, снять переднюю штангу и заменить ее новой.
- Повторить предыдущий пункт для оставшейся передней и двух задних тяг.
Если тяги не поржавели и не погнулись, на них не появились трещины в районе сварных швов — можно обойтись лишь заменой резинометаллических втулок. В этом случае можно сэкономить на покупке новых тяг и обойтись только сайлентблоками.
Для замены втулок понадобятся тиски, толстая отвертка, пара трубок и специальное приспособление для запрессовки. Диаметр первой трубки — 60-80 мм. Толщина второй должна соответствовать диаметру металлической втулки сайлентблока.
На стержне имеется утолщение, которое давит на резиновую втулку. Диаметр утолщения должен соответствовать внешнему диаметру сайлентблока.
Замена втулок производится на снятых штангах.
Начинать надо с демонтажа старых сайлентблоков. Уприте трубки с двух сторон в шарнир: тонкую в металлическую втулку, а толстую — в резиновую втулку. Зажмите конструкцию в тиски и закрутите их. Металлическая втулка выйдет из сайлентблока и резину будет несложно извлечь из проушины с помощью толстой отвертки.
Перед установкой нового сайлентблока необходимо очистить внутреннюю поверхность проушины и смазать ее раствором мыла или моющего средства. Масло, которое рекомендуется использовать в некоторых инструкциях по сборке, сокращает срок службы резиновых втулок.
После этого остается вставить приспособление для напрессовки в резиновую втулку шарнира, прислонить ее к проушине тяги и сжать конструкцию в тисках.
Металлическая втулка запрессовывается тем же приспособлением. Для облегчения монтажа ее нужно обработать мыльным раствором.
Замена одних лишь сайлентблоков занимает больше времени, чем реактивных тяг в сборе. Однако, если состояние штанг не вызывает нареканий, можно оставить старые. При отсутствии экстремальных нагрузок они могут пройти 100 тысяч километров и более.
Как снять и установить редуктор переднего моста
Как правило его снимают для ремонта и замены, на специальном оборудование и нужно обладать специальными навыками, поэтому ремонт самому в гаражных условиях может привести к не желаемому результату. Поэтому лучше доверить это специалистам.
Для снятия редуктора нам понадобится:
- Ключи строго на двадцать сем, тринадцать и семнадцать.
- Балонник ключ
- Шестигранник желательно на двенадцать
- Молоток
- Шприц чтобы залить трансмиссионное масло
- Зубило
- И любая емкость для масла
Снимаем колеса обязательно передние, сливаем масло из картера, отсоединяем от редуктора карданный вал.
Вынимаем у левой крышки болт крепления отвернув предварительно гайку, к поперечной передней подвеске.
К редуктору моста отворачиваем три гайки на каких крепятся крышки, и снимаем правый привод переднего колеса.
Разворачиваем поворотный кулак, так что бы привод потянулся за ним, отсоединяем редуктор от самого привода, после чего его можно снять. Обратно все устанавливается в обратном порядке, после сбора заливается масло.
Также довольно часто производят усиление заднего моста, нива шевроле требует это так базовая конструкция досталась ей от классических жигулей, а она эксплуатируется в более жестких условиях. Что приводит к деформированию данных узлов, тем самым ресурс подшипников резко снижается также изнашиваются довольно быстро детали заднего редуктора.
Как правило владельцы предпочитают прикладывать это на специалистов или вовсе отказываться так как:
- Если делать это самому будит затрачено много усилий
- Эта процедура довольно дорогостоящая
- Мосты не часто гнутся
- Пропадает тяга
Если всё-таки вы решили произвести усиление заднего моста, нива шевроле скажет вам только спасибо.
И так что следует сделать:
На станину кладем, прижимая ремнем мост чтобы он не ерзал. Далее отрезаем заготовленный профиль, подгоняя его по чулку. Подгоняем профиль с обоих сторон к мосту, распуская углы по краям болгаркой, немного зарезая и загибая молотком приводя ее в трапециевидную форму, при этом смотрим чтобы болты ходили свободно. Затем зажимаем задний мост в кондуктор, после чего берем пятидесятый уголок, толщина которого четверка, и вырезаем из него четыре уха. Все это прихватываем сваркой, болгаркой придаем ей одинаковый вид. И высверливаем отверстия нужного нам диаметра. Усилители, которые привариваются берегут вертикальные отверстия в основании, а, чтобы укрепить горизонтальную плоскость вырезаем и привариваем металлический набалдашник. После всех действий мост подвешиваем и красим. Если непонятно можете посмотреть видео ниже. Конструкция, которая получается это мост, усиленный профилем специальным 60*60*2, который обваривается небольшими швами, с последующим его контролем чтобы плоскости были параллельны, чтобы мост не искривился вовремя сварки. Так как приваривается профиль сверху то это может привести к люфту подвески на четыре с половиной пять сантиметров.
Поэтому если вы задумали усилить мост, посоветуйтесь лучше с специалистом и примите решение, самому произвести весь процесс или доверится специалисту.
Какие лучше поставить?
На рынке представлены детали нескольких производителей, среди которых можно выделить следующие варианты:
- Кросс и «Деталь-Ресурс» — два бюджетных бренда, выпускающих детали подвески для Нивы. Цена — от 1600 р. за комплект.
- Ситек — бюджетные запчасти с резиновыми или полиуретановыми сайлентблоками. Отличаются небольшой толщиной стенок и малым весом.Подойдут для тех, чей маршрут преимущественно проходит по асфальту. Цена — 2200 р.
- Нива Урбан — недорогие качественные запчасти для Нивы Шевроле. Производитель выпускает тяги для всего семейства ВАЗ. Цена — 2600 р.
- UG — еще одни бюджетные тяги от малоизвестной компании. Как и Ситек, они не предназначены для активных пробегов по бездорожью. Цена 3000 р.
- SC — более дорогая модель, отличающаяся прямоугольным сечением. Судя по массе, производитель не пожалел металла. Качество шва не вызывает нареканий у автовладельцев. Цена — 3400 р.
- Niva Extrime — надежные прочные детали подвески, которые предпочитают ставить любители экстремальных заездов. Единственный недостаток — цена, которая составляет почти 5000 рублей.
Виды поломок и их причины
Детали изготавливаются из высокопрочной легированной стали, поэтому практически не подвержены деформации.
Реактивная тяга может погнуться лишь в результате ударов о крупные камни или пни на бездорожье.
Чаще автовладельцам приходится сталкиваться с другими проблемами:
- Трещины сварных швов между основой тяги и проушинами. Если вовремя не обнаружить поломку, деталь может на ходу развалиться на части.
- Коррозия тяг. Проржавевшее основание теряет прочность и легко деформируется или ломается.
- Износ и повреждение резиновых втулок сайлентблоков. Со временем резина рассыхается и растрескивается. Этот процесс усиливается под воздействием физических нагрузок. В результате появляется люфт в соединении тяги с мостом и кузовом. Это ухудшает курсовую устойчивость авто и может привести к отрыву проушин.
Замена реактивных тяг заднего моста
В процессе эксплуатации приходится прибегать к замене реактивных тяг заднего моста. Убедиться в неисправности тяг можно следующим образом: если в момент трогания, включения или переключения передачи или при перегазовках ощущаются продольные колебания, то стоит произвести замену устройств. Комплект тяг заднего моста состоит из продольных и поперечных составляющих.
Если возникла необходимость замены, то рекомендуется проводить замену комплектом, чтобы через месяц не делать повторную работу. Еще можно установить автомобиль Шевроле Нива на яму и произвести визуальный осмотр изделия. Если наблюдается следующая картина: трещины в местах сварки, сколы, резинки пересохшие, имеется люфт во втулках.
Стоит заметить, что замену лучше производить поочередно по одной реактивной тяге, так процесс намного облегчается, нежели снимать сразу комплект.
Процесс замены включает в себя следующие действия:
- Автомобиль устанавливается на эстакаду, и снимаются задние колеса.
- Очищаются элементы и места соединения с помощью металлической щетки.
- Прихватываем с собой стандартный комплект инструментов и приспособлений. Начинаем работы с откручивания поперечной тяги. Перед этим необходимо установить домкрат так, чтобы можно было осуществить снятие амортизатора.
- Отвинчивается нижняя тяга, но перед этим не забудьте отвинтить крепление амортизатора, иначе снять устройство не выйдет.
- Откручивается крепление нижней штанги заднего и переднего концов.
- Извлекается поперечная нижняя штанга. Осуществляется ее замена.
- Приступаем к снятию верхней штанги. Для этого отвинчивается гайка крепления заднего конца штанги. После отвинчивания гайки, можно извлекать болт.
- Извлекается штанга. Не забываем сразу произвести замену, и приступить к снятию поперечной тяги.
- Чтобы снять поперечную штангу, необходимо отвинтить болт крепления реактивной тяги к мосту.
- Отвинчивается болт крепления с другой стороны, то есть к кузову. Вынимается болт и снимается тяга.
Берем новый комплект изделия и устанавливаем в порядке обратном снятию. Ничего сложного в замене реактивных штанг заднего моста нет, главное соблюдать технику безопасности.
Замена втулок
Заменить комплект штанг гораздо дороже, нежели провести замену металлических втулок. Но для этого необходимо убедиться в целостности сварного шва и конструкции штанги в целом. Если визуально обнаруживается, что резинки высохли, огрубели, рассыпаются, сдавлены и т.п., то можно заменить только стальные втулки. В продаже имеется комплект металлических втулок с резинками для установки на реактивные тяги. Стоимость их составляет около 300 рублей.
Итак, рассмотрим, как осуществляется замена втулок реактивных штанг на Ниве Шевроле. Для этого выполняем следующие операции:
Теперь остается установить комплект новых втулок. Но перед этим очищается внутреннее основание сайлентблока и смазываем ее моторным маслом.
Запрессовка втулок в сайлентблок осуществляется по следующей схеме:
Приспособление для запрессовки втулок сайлентблоков
- Смазывается изделие маслом.
- Устанавливаем резинку по направлению к отверстию сайлентблока.
- Зажимается в тисках.
- Аналогично впрессовывается металлическая втулка, как показано на видео.
Таким образом, проводится замена и ремонт реактивных тяг автомобиля Нива Шевроле. Если вас мучает вопрос о том, какие тяги лучше поставить, то ответ необходимо искать в себе. Если планируется эксплуатировать авто преимущественно по бездорожью, то, конечно, лучше усиленные, а для умеренных дорог подойдут стандартные тяги. Главное, следить за их состоянием и вовремя проводить ремонт и замену. Удачных ремонтов!
Способ устранения
Повышенный шум со стороны задних колес
— Ослабло крепление колеса
Затяните гайки крепления колеса
— Износ или разрушение шарикового подшипника полуоси
Осмотрите полуось и замените подшипник
Постоянный повышенный шум при работе заднего моста
— Балка заднего моста деформирована, подшипники полуосей повреждены
Выправьте балку и проверьте ее размеры, замените подшипники полуосей
— Полуоси деформированы и имеют недопустимое биение
Замените полуоси новыми
— Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора
Определите неисправность редуктора, отремонтируйте или замените редуктор
— Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала
Снимите редуктор, отремонтируйте и отрегулируйте
Шум при разгоне автомобиля и торможении двигателем
— Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи
Отрегулируйте зацепление
— Повреждение подшипников полуоси
Замените подшипники
— Недостаточное количество масла
Восстановите уровень масла и проверьте, нет ли подтекания в уплотнениях или в балке заднего моста
— Неправильный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи
Отрегулируйте зазор
— Увеличенный зазор в подшипниках ведущей шестерни вследствие ослабления гайки крепления фланца или износа подшипников
Отрегулируйте зазор, при необходимости замените подшипники
Шум при движении на повороте
— Повреждение подшипников полуосей
Замените подшипники
Стук в начале движения автомобиля
— Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала
Замените коробку дифференциала и при необходимости ось сателлитов
— Ослабли болты крепления штанг задней подвески
Затяните болты
Утечка масла
— Износ или повреждение сальника ведущей шестерни
Замените сальник
— Износ сальника полуоси, приводящий к замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок
Проверьте биение полуоси, прогиб балки. Отремонтируйте или замените поврежденные детали
— Ослабление болтов крепления картера редуктора заднего моста, повреждение уплотнительных прокладок
Затяните болты, замените уплотнительные прокладки
Виды блокировки дифференциала
В стандартной комплектации Нивы Шевроле предусмотрена только блокировка межосевого дифференциала.
Чтобы улучшить внедорожные характеристики автомобиля, владельцы ставят на него задний мост с дифференциалами двух типов:
- С принудительной блокировкой, которая приводится в действие механической, пневматической или электромагнитной системой.
- Самоблокирующийся. Применяются разные узлы, дифференциал в которых блокируется при большой разнице в скорости вращения осей или же заблокирован по умолчанию, а разблокируется при увеличении скорости движения.
Блокировка дифференциала позволяет преодолевать грязь, снежные заносы или другие сложные участки дороги. Однако ее надо отключать на асфальте и при высокой скорости движения. Иначе увеличивается нагрузка на полуоси и шестерни, ускоряется износ шин и увеличивается вероятность заноса.
Как произвести замену сальника корпуса и подшипника
Для замены нам нужны будут:
- Бородок
- Молоток любой главное не деревянный
- Герметик также любой лучше прозрачны
- Съёмник для стопорных колец
Снимаем привод передних колес, затем снимаем стопорное кольцо подшипника, с помощью деревянного бруска и молотка все это сбиваем и снимем подшипник вала и корпус.
При помощи бородка и молотка снимаем сальник так называемого внутреннего ШРУСА у переднего колеса.
Смазываем кромку сальника специальным трансмиссионным маслом, а на поверхность с наружи наносим не большей слой герметика.
После проделанной работы аккуратно при помощи молотка запрессовываем сальник обратно в корпус, в обратном порядке устанавливаем снятые детали, если есть необходимость производим замену ШРУСА старого на новый.
Как происходит замена масла
Каждые сорок пять тысяч километров по регламенту нужно производить в редукторе замену масла. Для этого нам понадобится:
- ключ на семнадцать.
- Емкость куда можно слить старое масло.
- На семнадцать шестигранник.
Лучше всего на автомобиле масло менять после того как он немного поработает так сказать на горячую.
После того как автомобиль прогрели, отворачиваем сливную пробку и сливаем масло в специально приготовленную емкость, затем пробку заворачиваем обратно.
Отворачиваем пробку для залива масла и заливаем новое трансмиссионное масло эту манипуляцию можно сделать при помощи любого шприца. Масло заливаем до нижнего уровня кромки, специального заливного отверстия, после чего пробку заворачиваем обратно. На этом процесс по замене трансмиссионного масла считается законченным.
Какие тяги входят в состав задней подвески?
Мост Шеви Нивы удерживается при помощи пяти деталей. Для предотвращения продольного и поперечного смещения используются четыре продольные (по две: передние и задние) и одна поперечная штанга. На концах изделий имеются проушины, в которые вставлены сайлентблоки для предотвращения стука в подвеске. Один конец штанги крепится к мосту, второй — к кузову автомобиля.
Детали имеют одинаковый диаметр и отличаются только длиной. Самая длинная — поперечная тяга. Длина элементов обеспечивает вертикальную подвижность заднего моста. Благодаря этому сайлентблоки не перекручиваются, даже если подвеска смещается на длину полного хода амортизатора.
Устройство
Узел состоит из двух ключевых элементов, заключенных в одном корпусе:
- Главная передача, состоящая из ведущей и ведомой гипоидных шестерен. Она увеличивает крутящий момент, уменьшает угловую скорость и поворачивает ось вращения на 90 градусов.
- Межосевой дифференциал, к которому относятся шестеренки полуосей и сателлиты. Они позволяют колесам крутиться с разной скоростью во время поворота или движения по пересеченной местности.
Также в состав заднего редуктора входят фланец, подшипники, сальники, маслоотражатель, оси, регулировочные шайбы и другие детали. На корпусе имеется пробки для слива и заливки трансмиссионного масла.
В верхней части установлен сапун для вентиляции корпуса. Если его отверстие забивается, избыточное давление газов может выдавить масло через сальники.
Усиленные штанги
Появление трещин между основанием штанги и проушинами сокращает срок службы деталей. Эта проблема может даже стать причиной ДТП — автомобиль резко уводит в сторону при обрыве тяги.
Чтобы избежать неприятных неожиданностей, в заднюю подвеску устанавливаются специальные усиленные детали. Они изготавливаются из легированной или холоднокатанной стали и отличаются от обычных ромбовидным сечением основания и мощными сварочными швами, удерживающими проушины.
Усиленные тяги отличаются от стандартных следующими характеристиками:
- Уменьшенный вес деталей.
- Улучшенное лакокрасочное покрытие, предотвращающее коррозию элементов.
- Сварные швы повышенной прочности.
- Повышенная устойчивость к нагрузкам на кручение, сжатие и растяжение.
Установка усиленных тяг рекомендуется для полноценной эксплуатации Нивы Шевроле на бездорожье. В поездках по городу и на шоссе они не обеспечивают особых преимуществ. В щадящих условиях эксплуатации прочности стандартных тяг вполне достаточно, поэтому нет смысла переплачивать за усиленные детали.
Сделай сам… или поставь на ниву наш усиленный мост
Умельцы давно придумали, как устранять недостаток заводской конструкции: их метод заключается в обваривании балки металлическим профилем. Виды сечения профиля, геометрия и места крепления значительно варьируются.
Другой способ «усиления» Нивы относится к более высокому пилотажу так называемого «колхозного тюнинга». Это замена моста Нива на балку УАЗ Спайсер.
И тот, и другой способ имеет положительные и отрицательные стороны. Вам придется не только купить задний мост на Ниву (в случае, если штатный мост действительно искривлен), но и, по сути, произвести полный его реинжениринг.
При этом вы потратите немалые средства на закупку дополнительного оборудования и материалов, проделаете ряд трудоемких операций со сварочным аппаратом и болгаркой. Кроме того, мост может «сложиться» и во время самих сварочных работ — таково, увы, качество металла заводских чулков.
Неудивительно, что себестоимость такого продукта «сделай сам» увеличивается в несколько раз.
Однако сейчас появился другой, более простой и цивилизованный способ решения проблемы.
Мы спроектировали усиленный задний мост Нива, который готов к установке и эксплуатации. Нельзя не отметить, что это первый в России задний мост ВАЗ,изготовленный с нуля, в рамках полного производственного цикла! В этом — его главное отличие от многочисленных кустарных разработок, использующих покупные комплектующие.
Для качественной сборки и сварки элементов моста нами спроектирован специализированный сварочный стапель. Он обеспечивает фиксацию деталей перед проведением сварочных работ, тем самым соблюдается линейность размеров, геометрическая точность приваривания кронштейнов, фланцев, чашек пружины подвески.
По прочности на изгиб и жесткости в вертикальной плоскости он не только не уступает, но и во многом превосходит стандартные мосты Нива, обваренные профилем.
Почему мы уверены в том, что новый чулок моста Нива ИЖ-ТЕХНО не «сложится» при нагрузках, характерных для эксплуатации в условиях экстремального бездорожья?
Мы используем сталь увеличенной толщины, что в целом положительно сказывается на прочности моста. Толщина трубы составляет 6 мм, толщина «ореха» (корпуса моста) — 6 мм, толщина кронштейнов крепления тяг — 5 мм. Для сравнения: в заводском мосту толщина этих элементов не превышает 3 мм.
При этом вес изделия по сравнению с заводской схемой увеличился незначительнр: сам чулок весит 19,75 кг, мост с кронштейнами в сборе — 24,39 кг.
Корпус моста изготовлен методом холодной штамповки из высокопрочной стали.
Другой мост — другие характеристики: усиленный чулок заднего моста Нива может претерпевать упругую (временную) деформацию под воздействием нагрузок, при которых стандартный мост Нива неизбежно подвергается пластической (необратимой) деформации (читай — складывается).
Геометрия «ореха» отличается от геометрии стандартного заводского, что позволило нам добиться равномерного распределения усилий в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Ребра жесткости, установленные в местах стыковки «ореха» и труб полуосей, надежно фиксируют трубы и не позволяют им деформироваться под высокой нагрузкой.
Также из интересного:
Широкая инспекционная пробка в базе для проверки состояния главной пары редуктора в положении «машина на колесах», без снятия моста — то, чего так не хватало заводским «чулкам». Однако этим ее функционал не исчерпывается: вы можете заливать через нее масло в картер, контролируя его уровень через открытое сливное отверстие. Никаких дополнительных приспособлений не требуется.
- Для удобства прокладки тормозных трубок и шлангов вдоль чулка предусмотрена перфорированная рейка, которая, кроме того, надежно защищает их от механических повреждений.
- Вы можете выбрать комплектацию моста, оптимальную для вашего авто. Выберите любой вариант комплектации моста в зависимости от характеристик вашего автомобиля, в том числе, наличия или отсутствия антиблокировочной системы, расположения нижних тяг (см. раздел Применяемость).
- Сливная и заливная пробки картера моста полностью «утоплены» в корпус. Это значит, что их не срежет в процессе эксплуатации, и вам не нужно будет заботиться о том, чтобы защитить их повреждений.
И это еще не все. Перейдя в каталог, вы сможете подробнее почитать обо всех технических особенностях заднего моста Нива от ИЖ-ТЕХНО.