5 мифов о датчиках света и дождя

Устройство и принцип работы датчика дождя

Чтобы быстрее понять, почему не работает датчик дождя на вашем автомобиле, придется познакомиться с его устройством. Тем более, многие в корне неправильно представляют себе этот прибор и принцип его работы.

Для начала рассмотрим, где находится датчик дождя в автомобиле. Практически всегда этот прибор в виде компактного блока расположен в верхней зоне лобового стекла со стороны салона. Во многих моделях он является комбинированным устройством, в котором также имеется датчик освещенности, управляющий работой головных фар.

Теперь устройство. Датчик дождя состоит из двух основных узлов – оптического и электронного. В оптическую часть входит инфракрасный светодиод и чувствительный к излучаемым им волнам сенсор. В электронный узел, грубо говоря, входит память и блок управления дворниками.

Как все это работает и реагирует на дождь? Инфракрасный светодиод в импульсном режиме постоянно излучает на внутреннюю поверхность лобового стекла не видимые глазу световые волны. Они, отразившись от стекла, попадают на чувствительный сенсор. В это время электроника «сравнивает» интенсивность излученных светодиодом волн с теми, которые попали на сенсор.

Когда стекло сухое, и на его внешней поверхности нет капель воды, описанные выше световые волны по законам оптики в полной мере отражаются от него, не переламываясь и не отклоняясь в сторону. Электроника датчика «видит» это, и продолжает пребывать в режиме ожидания, не включая механизм стеклоочистителей.

Когда же на внешней стороне стекла появляются капли воды, они работают, как оптические линзы. В результате часть излучаемых светодиодом волн заламывается и рассеивается. Соответственно, электроника «видит», что на сенсор попало меньше отраженных волн, чем должно быть при сухой погоде. Блок управления срабатывает, включая дворники.

Популярные миры

Напоследок хочется рассказать о нескольких популярных мифах, которые связаны с датчиками дождя на автомобилях.

В них действительно многие продолжают верить. И это может стать проблемой в определенных случаях.

  • Датчики дождя только за доплату. В действительности эти контроллеры становятся обязательным условием базовой комплектации во многих странах, поскольку непосредственно связаны с безопасностью. Хотя бывает так, что первая версия авто их не имела, а после того, как состоялся рестайлинг, датчик появился в базовой комплектации. Это просто связано с выполнением автопроизводителем новых требований;
  • Контроллер реагирует на падающие капли дождя. Этот вопрос уже разобрали. Нет, он реагирует не на влагу, а на преломленный свет;
  • Ночью система не работает. Инфракрасные излучения совершенно никак не зависят от наружного освещения. Руководствуясь этой логикой, ночью пульт от телевизора тоже не работал бы;
  • При непосредственной замене стекла датчика уже не будет. Тоже миф. Но условный. Все зависит от конкретного стекла. Большинство современных стекол идут с предусмотренным местом под эту систему;
  • В зоне самого датчика на стекле нельзя клеить тонировку. На самом деле можно. Но лучше вырезать под контроллер небольшое отверстие;
  • Зимой это бесполезная функция. Если имеется подогрев стекла, то есть снег превращается в воду, тогда функция работает точно так же, как весной, летом и осенью.

Если, помимо датчика дождя, вам хочется узнать кое-что интересное о датчике света, переходите по этой ссылке и читайте довольно познавательный материал.

Думаю, на этом можно заканчивать

Всем спасибо за внимание!. Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Не забывайте оставлять свои комментарии и задавать вопросы!

Подписывайтесь, рассказывайте о нас своим друзьям и ждите много новых и интересных материалов на нашем сайте!

Регулировка

Даже если датчик работает, это еще не означает, что его функционирование в полной мере устраивает автомобилиста.

Здесь возможно несколько ситуаций, которые случаются на разных автомобилях, будь то:

  • на Ладе Приоре;
  • на Весте;
  • автомобиле Форд Фокус;
  • Шкода Октавия А5;
  • Ниссан Кашкай;
  • Тойота Рав 4;
  • Ниссан Альмера;
  • Фольксваген Тигуан и пр.

Несмотря на подтвержденную работоспособность, функционирование контроллера может не устраивать по таким причинам:

  • Датчик реагирует очень медленно. Все стекло уже в воде, а щетки только начинают работать;
  • Запуск стеклоочистителя происходит с малой интенсивностью. Дождь сильный, а щетки ходят с небольшим интервалом. Из-за этого водитель плохо видит дорогу;
  • Дворники работают чрезмерно быстро. Осадки незначительные, а щетки при этом ходят, словно сумасшедшие.

Если на лобовом стекле используется качественный антидождь, то это можно как-то частично компенсировать.

Но все же слишком медленная или чрезмерно интенсивная работа щеток может стать проблемой.

Касательно регулировки новости не лучшие. С тем, как настроить работу датчика своими руками, обычно возникают сложности. Для этого требуется специальное оборудование. Без специалистов и техники не разобраться.

Да, водитель может выставить интенсивность вращения щеток с помощью соответствующего регулятора на подрулевом рычаге, отвечающем за стеклоочистители. Но не более того.

Если датчик реагирует медленно или слишком быстро, потребуется отправиться на диагностику. Там уже профессионалы все сделают, войдя в настройки и отрегулировав параметры.

15) С ДАТЧИКОМ ДОЖДЯ И СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ : ХЭЧБЭК (С ЗАДН. ПРЕРЫВ.)

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВ ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С201 (контакт 76, черный) Приборная панель — блок предохранителей на приборной панели Блок предохранителей на приборной панели
С202 (контакт 89, белый) Приборная панель — кузов Левая часть пространства для ног водителя
С204 (контакт 14, белый) Крыша — кузов (с датчиком дождя) Левая часть пространства для ног водителя
С204 (контакт 8, белый) Крыша — кузов (без датчика дождя) Левая часть пространства для ног водителя
С208 (контакт 15, белый) Приборная панель — автоматическое регулирование температуры За вещевым ящиком
С209 (контакт 20, черный) Автоматическое регулирование температуры — дополнительное автоматическое регулирование температуры Между сердцевиной обогревателя и сердцевиной испарителя
С404 (контакт 8, белый) Удл. задней двери — кузов Внутренняя сторона левой задней стойки
С405 (контакт 10, белый) Удл. задней двери — задняя дверь С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя
S204 (пурпур.) Приборная панель За кронштейном аудиосистемы
G204 Кузов Левая нижняя часть пространства для ног водителя
G205 КРЫША Внутренняя сторона передней стойки со стороны водителя
G402 Удл. задней двери Внутренняя сторона задней стойки со стороны водителя

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

16) С ДАТЧИКОМ ДОЖДЯ И СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ : УНИВЕРСАЛ

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВ ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С201 (контакт 76, черный) Приборная панель — блок предохранителей на приборной панели Блок предохранителей на приборной панели
С202 (контакт 89, белый) Приборная панель — кузов Левая часть пространства для ног водителя
С204 (контакт 14, белый) Крыша — кузов (с датчиком дождя) Левая часть пространства для ног водителя
С204 (контакт 8, белый) Крыша — кузов (без датчика дождя) Левая часть пространства для ног водителя
С208 (контакт 15, белый) Приборная панель — автоматическое регулирование температуры За вещевым ящиком
С209 (контакт 20, черный) Автоматическое регулирование температуры — дополнительное автоматическое регулирование температуры Между сердцевиной обогревателя и сердцевиной испарителя
С403 (контакт 4, белый) Удл. задней двери — кузов Внутренняя сторона левой задней стойки
С404 (контакт 8, белый) Удл. задней двери — кузов Внутренняя сторона левой задней стойки
С405 (контакт 8, белый) Удл. задней двери — задняя дверь С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя
С406 (контакт 4, белый) Удл. задней двери — задняя дверь С левой стороны рядом с двигателем заднего стеклоочистителя
S204 (пурпур.) Приборная панель За кронштейном аудиосистемы
G204 Кузов Левая нижняя часть пространства для ног водителя
G205 КРЫША Внутренняя сторона передней стойки со стороны водителя
G304 Кузов Под левым задним комбинированным фонарем

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

Недостатки

При всей внешней привлекательности подобного изделия ему свойственны определенные недостатки, о которых нельзя не упомянуть. К ним необходимо отнести:

  1. Несвоевременное срабатывание. Бывает, попадание единственной капли в зону действия датчика заставляет его включать дворники, хотя остальное стекло чистое и сухое. Возможна и обратная ситуация, когда вода или грязь от встречной машины заливает стекло со стороны водителя, но не достигает датчика, и стеклоочистители не включаются.
  2. Включение дворников без включения омывателя стекла. Работа стеклоочистителей при попадании грязи на стекло приводит к тому, что грязь просто размазывается.
  3. Чувствительность к качеству стекла. Малейшие неровности, трещины и сколы приводят к тому, что он перестает работать.
  4. Запаздывание срабатывания. Оно может составлять в некоторых случаях до двух секунд, отчего создается впечатление, что не работает датчик дождя. Поэтому порой мало просто приклеить, необходимо привыкнуть к его наличию, преодолевая желание вручную включить дворники.

Проверить, как работает такое управление стеклоочистителем, просто. Необходимо только плеснуть водой в зону расположения датчика. К примеру, на видео показано, как проверить работу дворников.

Автоматическое управление стеклоочистителями автомобиля возможно благодаря использованию описанного устройства. Он позволяет избавить водителя от необходимости вручную управлять работой дворников, и служит для повышения комфорта управления машиной и безопасности авто. Насколько будет это устройство вам необходимо и полезно – это уже дело личного выбора.

Мне нравится2Не нравится

Chevrolet Lacetti: Стеклоочистители – Автоматический режим с датчиком дождя

Chevrolet Lacetti / Руководство по техническому обслуживанию и эксплуатации автомобиля Chevrolet Lacetti / Приборы и органы управления / Стеклоочистители – Автоматический режим с датчиком дождя


Автоматический режим с датчиком дождя*

Датчик дождя измеряет количество воды на ветровом стекле и автоматически регулирует
работу стеклоочистителей.

Для включения автоматического режима стеклоочистителей переведите рычаг очистителя/омывателя
ветрового стекла в положение “AUTO”.

Чувствительность данной системы настраивается регулировочным кольцом.

• Снижение чувствительности: вращение регулировочного кольца вниз.
• Повышение чувствительности: вращение регулировочного кольца вверх.

Для выключения автоматического режима стеклоочистителей переведите рычаг очистителя/омывателя
ветрового стекла в положение “OFF”.

Стеклоочистители отрабатывают один цикл в следующих случаях:

• При включении зажигания, когда рычаг очистителя/омывателяветрового стекла находится
в положении “AUTO”.
• После включения зажигания, когда рычаг очистителя/омывателя ветровогостекла переводится
в положении “AUTO”.

ПРИМЕЧАНИЕ

Стеклоочистители работают в течение 5 минут, если рычаг очистителя/ омывателя ветрового
стекла оставлен в положении “AUTO”, хотя дождь закончился, и перестают работать
через 5 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ

Стеклоочистители отрабатывают один цикл в дождь, если регулятор чувствительности
переведен на один уровень вверх от самой низкой чувствительности, но не будут работать,
если дождя нет.

ВНИМАНИЕ

В автомойке выключайте стеклоочистители, а также отключайте автоматический режим
работы с датчиком дождя.

Для обеспечения надлежащей работы датчика дождя в рабочей зоне датчика не должно
быть пыли и грязи, а система стеклоочистителей должна работать с регулярной периодичностью.
Автомобили с установленным датчиком дождя можно определить по рабочей зоне датчика
в верхней части ветрового стекла.

Стеклоочистители

ВНИМАНИЕ

• Отсутствие у водителя нормального обзора может привести к столкновению и повлечь
за собой травмы, повреждение Вашего автомобиля или иной материальный ущерб.
• Не включайте очиститель …

Омыватель ветрового стекла

ОМЫВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА
ВНИМАНИЕ

• Отсутствие у водителя нормального обзора может привести к столкновению и повлечь
за собой травмы, повреждение Вашего автомобиля или иной материальный ущ …

Другое на сайте:

Треугольное боковое стекло
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Панель обивки проема треугольного окна (кузов седан) …

Панели обивки (кузов седан) – Верхняя панель обивки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Верхняя панель обивки (кузов седан) …

Неисправности и самостоятельная диагностика
Блок управления системы впрыска может распознавать и записывать в памяти накопителя
неисправностей ровно 30 видов неполадок, возникающих в электронной системе системы
зажигания/впрыска. При этом ф …

Проверка на работоспособность

Есть датчики в машине, которые могут включить очистители максимально точно, подав необходимое количество жидкости, а также обеспечив нужную интенсивность работы щеток.

А случается и так, что при сильном дожде контроллер вообще не реагирует на происходящее.

Тут возникает необходимость в проверки работоспособности, а также в регулировке устройства. На этот счет можно дать несколько рекомендаций.

  • Если приобретается машина на вторичном рынке, проверку работы лучше выполнить заранее. Замена и ремонт контроллера не самое дешевое удовольствие;
  • Когда машина новая, убедитесь, что в выбранной вами комплектации предусматривается наличие такого датчика;
  • Для проверки работоспособности нужно запустить мотор, оставить его в работающем состоянии, и переключить коробку в нейтральное положение;
  • Далее возьмите обычный пульверизатор с обычной водопроводной водой;
  • Воду следует распылить на стекле, где находится искомый тестируемый датчик. Обычно это центр стекла, в районе крепления зеркала заднего вида;
  • Выполняйте распыление постепенно, медленно, минимум 20 минут без остановок;
  • Если щетки начинают двигаться, то контроллер реагирует на происходящее.

В некоторых случаях работоспособность проверяют путем специальной компьютерной диагностики. Как ни странно, но далеко не всегда это дает точный результат.

Потому обычный пульверизатор с водой станет самым простым, быстрым, но при этом и точным способом проверить, работают ли датчики.

Это позволяет не включать щетки стеклоочистителя всякий раз, когда на стекло попадает какая-то влага в небольшом количестве, или не налипнет упавший с дерева листочек.

Как это работает

Логично начать с вопроса о том, как работает датчик дождя.

Некоторые почему-то уверены, что контроллер реагирует на влагу, которая попадает на поверхность стекла, и тем самым включает стеклоочистители, то есть дворники, а также заставляет подавать жидкость через форсунки стеклоомывателя.

Но это не так.

В действительности принцип работы совершенно иной. Даже более сложный, можно сказать.

Этот контроллер находится не снаружи, а внутри автомобиля. И логично спросить, как же тогда он может ощущать на себе капли воды. Да никак. На саму влагу он не реагирует.

В контроллере предусмотрено 2 элемента. Это фотодиод и светодиод.

Задача светодиода заключается в излучении инфракрасного света. Человеческий глаз увидеть его не способен. Зато эти же лучи сопровождают нас в быту и не только. Вспомните хотя бы пульт от телевизора. Принцип тот же.

Инфракрасные излучения попадают на поверхность стекла, частично отражается от этой поверхности, и возвращается обратно. В этот момент его улавливает второй элемент, то есть фотодиод. Он фиксирует количество вернувшегося света.

Если воды на стекле нет, то есть оно сухое, света будет возвращаться много. При намокании количество света заметно уменьшается, чему препятствуют капли. Установив, что стекло покрыто влагой, датчик автоматически запускает стеклоочистители.

Разумеется, эффективность очистки зависит во многом от того, насколько правильно вам удалось выбрать дворники для своего автомобиля.

Зачем нужен подобный прибор

Прежде чем разбираться с работой подобного устройства, давайте попытаемся понять, зачем нужен, и по сути дела, что это такое? Самим названием предопределено назначение такого изделия – установить факт дождя. Хотя задачи, которые выполняет автомобильный датчик дождя и света, гораздо шире описанных.

Среди них стоит отметить:

  • установление факта начала дождя, а также снега;
  • определение степени загрязнения лобового стекла;
  • автоматическое включение дворников при осадках и задание режимов их работы в зависимости от интенсивности непогоды;
  • включение световых приборов при низком уровне освещенности (касается датчика света).

Его установка производится за зеркалом заднего вида, например так, как показано на фото:

Разобравшись с тем, что делает датчик дождя и света, необходимо ответить на вопрос – а зачем все это нужно? Ответ вполне очевиден – для повышения безопасности движения. Подобное устройство, по замыслам разработчиков, должно избавить водителя от лишних операций (включение/выключение дворников), отвлекающих его от управления автомобилем, а также автоматически обеспечить отличную видимость на дороге при любых условиях.

Как устроен датчик дождя?

Принцип работы датчика дождя основан на сравнении оптических свойств лобового стекла при разных атмосферных условиях, точнее – на различиях в отражении инфракрасного луча чистой и увлажненной или загрязненной поверхностью стекла.

Все достаточно просто – в его состав входят излучающий и принимающий инфракрасные светодиоды. Устройство и работу подобного изделия поможет понять фото:

Как видно из приведенного описания, устроен подобный прибор достаточно просто, что предопределяет достаточно широкие возможности по его применению.

Как выглядит такое устройство, показано, например на фото:

Как выполняется подобная работа, позволит понять видео. Приведенные данные подтверждают, что приклеить такое устройство просто, и эту работу вполне можно сделать самому.

Почему не работает датчик дождя?

Теперь, когда понятно, как функционирует датчик дождя, можно рассматривать причины, по которым он может не работать. Как правило, полностью выходит из строя он достаточно редко. Гораздо чаще он работает плохо, некорректно, несвоевременно и так далее.

В первую очередь следует сказать, что датчик дождя абсолютно не способен реагировать на снег. Это несложно понять, если знать принцип работы. Те самые световые волны, излучаемые светодиодом, и отражающиеся от лобового стекла, никак не рассеиваются и заламываются при попадании на снежинки. Соответственно, на сенсор они возвращаются, что называется, в полном объеме, и электроника прибора никак не реагирует.

Именно по этой причине дворники не включаются во время снегопада. Вернее, начинают они работать не сразу. Если в лобовом стекле встроен подогрев, либо когда оно прогревается со стороны теплого салона, снежинки тают, превращаясь в капли воды, то датчик тут же срабатывает.

Следующая причина, по которой датчик дождя может не срабатывать, это локальное намокание лобового стекла. Такое случается, например, если встречный автомобиль въехал в лужу, и на вашу машину полетели брызги воды. Капли вполне могут ухудшить вам обзор, однако, в ту зону, где установлен датчик – они не попали. Соответственно, электроника и не должна срабатывать. В таких ситуациях приходится включать дворники вручную.

Идем дальше. Рассмотрим случаи, когда датчик дождя срабатывает без видимых на то причин. То есть, на улице солнечная погода, нет ни луж, ни тумана, ни других источников влаги. Если такое происходит, стоит внимательно осмотреть лобовое стекло снаружи автомобиля в той части, где расположен датчик. Там не должно быть разводов, жирных следов, потеков, грязи, пыли и так далее. все это вполне может «обманывать» прибор, и тот будет «думать», что на улице осадки, и пора включать стеклоочистители.

Аналогичная проблема часто возникает, когда на лобовом стекле в зоне расположения оптики датчика появились повреждения. Даже через мельчайшие трещины, сколы или царапины – неминуемо будет переламываться и искажаться излучаемый светодиодом поток волн. Электроника, естественно, будет реагировать, включая дворники.

Следующая причина, по которой датчик дождя перестает работать, либо выполняет свои функции некорректно – тонировка лобового стекла. Когда выполняется подобного рода тюнинг, в зоне расположения оптики датчика на пленке обязательно предусматривается отверстие.

Если же ни одну из вышеописанных причин определить не удалось, то датчик дождя вышел из строя, либо появились проблемы с механизмом привода стеклоочистителей. Бывают также ситуации, когда дворники после полной очистки стекла от воды продолжают работать дальше. В таких случаях наиболее вероятной причиной некорректной работы является износ той части щетки, которая работает в зоне расположения датчика.

Итого ТЗ на доработку:

1. Ввести прерывистый режим с управлением через штатное колесико.2. Не добавлять кнопок, переключателей.3. Устранить взмах дворниками при включении зажигания и включенном auto режиме.После некоторых раздумий придумал схему. Схему подключения к машинеА после и прошивку контроллера.Программа написана на С и хорошо прокомментирована, в архиве исходник и скомпиллированный HEX файл. Конфигурацию процессора устанавливать так: Спаял на макетной платеПроинсталлировал.Также накидал платку, если вдруг народ валом повалит и надо партию будет делатьСписок комплектующих (по материалам магазина Чип и Дип

Наименование  
WF-8R вилка на плату 2.54мм угловая  
78L05 (+5В, 0.1А) (КР1157ЕН502) TO92 
LM358D (SMD) SO8 
ATTINY25-20PU DIP8, 
КР293КП4А (5П14.2А) 60В 320мА) 
HU-8 розетка на кабель c контактами 
ЧИП РЕЗ 0.125Вт 0805 5% 10 кОм 
ЧИП РЕЗ 0.125Вт 0805 5% 30 кОм 
ЧИП РЕЗ 0.125Вт 0805 5% 620 Ом 
К50-35 имп. 10 мкФ х 25В 105°C 
Кер.ЧИП конд. 0.1 мкФ Y5V+80-20% 0805  
SCS- 8 DIP панель 8 контактов 

Так, как мой макет меня покинул, то пришлось паять Revision 1.1 :)По колдовал с программой

  • При включении зажигания и включенном AUTO режиме дворники не взмахивают. Очень радует.
  • Включается прерывистый режим двойным, в течение 2х секунд, включением AUTO режима, то есть включаем кратко и второй раз постоянно.
  • Пауза регулируется колесиком 2 – ~ 20 секунд.
  • При уменьшении паузы дворники взмахивают сразу.
  • Авто калибровка на сопротивление колесика. (Запоминается положение максимальной чувствительности) 
     

    Реализовано:

  • дополнительная настройка: Блокировать или нет датчик дождя при интервальной работе. 
    Настройка делается так:
    1. включаем зажигание при выключенном авто и включенном омывателе. 
    В ответ дворники махнут один раз. Во время маха отпускаем омыватель
    2. ставим максимальную чувствительность колесом. и кратко включаем авто
    В момент отпускания в ответ дворники махнут один раз.
    Этим мы откалибровали максимальную чувствительность.
    3.1 ставим максимальную чувствительность колесом. Если датчик дождя не надо блокировать
    3.2 ставим минимальную чувствительность колесом. Если датчик дождя надо блокировать
    и кратно включаем авто. 
    В момент отпускания в ответ дворники махнут один раз.
    Настройка закончена. Настройка запоминается в энергонезависимой памяти.
     

    Для тех, у кого датчик дождя сломался, разбился или еще что нехорошее с ним произошло, и кто хочет просто интервальную работу, выпустил прошивку для такого случая. Особенности подключения: Датчик дождя отключаем и не используем. Между 6 и 7 контактами интервального модуля нужно установить резистор 45 кОм, Соответственно: auto режим становится int 

  • Аналогичная разработка под автомобиль SsangYong Kyron 

  • Снимаем крышку с датчика дождя.
    Отколупываем стеклышко плафона, используя тонкую отвертку
    Отвинчиваем плафон, открутив два самореза, отключаем разъем
    Отключаем разъем от датчика и вытягиваем в проем от плафона
    Подключаем провода от разъема интервального модуля
    Все проматываем изолентой
    Интервальный модуль помещается над потолком просто замечательно.
    Собираем все в обратном порядке
    Все. Удачи!

5*
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Chevrolet - лучшая машина
Добавить комментарий
Войти с помощью: