Существующие сегодня виды фильтров
Фильтрующие элементы выпускаются и используются в автомобильной отрасли трёх видов:
- Фильтры, которые изготавливаются из бумаги.
- Инерционные.
- Инерционно-масленные.
Кратко остановимся на каждом виде.
Элементы, произведенные из бумаги
Вариант бумажного контролёра воздуха активно используется в современных моделях автомашин. Бумага складывается определённым способом.
Через её слой пропускаются потоки воздушных масс. Интересно, что бумажные волокна не пропускаю грязные микрочастицы размером до одного микрона.
Инерционный вид фильтра
В современном автомобилестроении этот элемент используется очень редко. Считается, что это устаревший вариант защиты двигателя. Внешне – это объёмный корпус из подушки с капроновой леской.
Очистка проводится в два этапа:
- Первичная очистка – это задержка пыли и её оседание.
- Вторичная – это подушка.
Эффективность работы данного элемента на низком уровне. Кроме того, необходимо периодически мыть воздушный фильтр.
Инерционно-масляный фильтр
Он тоже относится к прошлой эпохе и считается неэффективным фильтрующим элементом. В основном сегодня практикуется его применение в сельском хозяйстве. Он устанавливается на сельскохозяйственных машинах.
Это интересно: Описание мотора Toyota 4Y и его особенности
Если сравнивать этот элемент с инерционным фильтром, то можно увидеть разницу. Инерционно-масляный элемент подразумевает использование масла служащее дополнительной защитой от грязи и пыли.
Фильтр, о котором идёт речь, также нужно помыть и периодически проводить смену масла.
Возможности воздушного фильтра
Эффективность так называемых «мокрых» фильтров, очищающих жидкости – топливо, масло, охлаждающую жидкость и др., обычно измеряется в микронах, что соответствует минимальному размеру задерживаемых частиц. Этот же параметр у воздушных фильтров измеряется в процентах, определяющих, какую весовую долю загрязнений, находящихся в воздухе, этот фильтр может задержать.
Некоторые производители декларируют, что степень очистки их фильтров составляет 99%, а кто-то, например Cummins Filtration, гарантирует, что у его воздушных фильтров средняя эффективность очистки 99,96%. При этом слово «средняя» означает, что в процессе работы степень очистки фильтров изменяется. Когда устанавливают новый чистый фильтр, у него работает вся поверхность, но со временем часть отверстий забивается, а эффективность при этом растет и на определенном этапе достигает максимума. Теоретически идеальным был бы 100-процентный фильтр, но он, по всей видимости, вообще не пропускал бы воздух или имел слишком большое сопротивление.
Что означает процентный показатель для конкретного потребителя, несложно оценить, рассчитав, сколько грязи попадет в двигатель при его работе с каким-то конкретным фильтром. Так, эффективность 99% означает, что если на фильтр попадает 1000 г пыли, то 10 г из этого количества попадет в двигатель. А при эффективности 99,96% в двигатель попадет всего лишь 0,4 г пыли. Поэтому если кто-то предлагает «хороший» фильтр с эффективностью 99%, следует усомниться, действительно ли он хорош.
Что делать при забитом топливном фильтре?
Если забит топливный фильтр на дизеле, желательно обратиться в сервисный центр для его замены, но можно попытаться сделать это и самостоятельно. Однако для автолюбителей, которые впервые столкнулись с данной проблемой и не имеют достаточного опыта, попытки самостоятельного ремонта могут привести к неправильной работе мотора или его окончательной поломке.
Для замены топливного фильтра понадобится набор гаечных ключей и отверток, резиновые перчатки и емкость для сбора жидкости из старого фильтрующего элемента. Для корректного демонтажа устройства лучше воспользоваться инструкцией, которая прилагается к автомобилю.
Если топливный фильтр забился на транспортном средстве с карбюратором или инжектором, желательно сразу обратиться в сервисный центр, поскольку процесс замены требует профессиональных навыков и умений.
Важность обслуживания воздушного фильтра
Запылённость дорог только увеличивается с количеством автотранспорта, и современные двигатели достаточно требовательны к условиям эксплуатации. Старый или грязный фильтр увеличит сопротивление, что негативно повлияет на работу двигателя. Причём воздушный фильтр дизеля наиболее требователен к таким показателям. Следствием засорения устройства очистки воздуха может стать повышенный расход топлива и потеря в мощности при увеличении оборотов двигателя. В таком случае, блок воздушного фильтра необходимо срочно заменить, во избежание более серьёзных неисправностей.
Источник
И еще пара секретов
Итак, бумага должна быть «именитой», а концы шторы надлежит сваривать. А внешний вид изделия – можно ли по нему судить о качестве? Оказывается, можно. Рассмотрим хрестоматийный круглый фильтрующий элемент для карбюраторного двигателя.
Не гонитесь за фильтром с белым пояском, так называемым предочистителем – ведущие производители «упразднили» его еще в 90-х годах прошлого века. Бумаги сейчас другие, не то, что 15–20 лет назад, а потому предочиститель современному фильтру не нужен. В лучшем случае он окажется просто бесполезным, вроде Неуловимого Джо, в худшем – снизит ресурс фильтроэлемента. Ведь предочиститель изготавливают из недорогих нетканых материалов, зачастую не предназначенных для фильтрации.
Да, некоторые фирмы его устанавливают. Но это не более чем заигрывание с рынком. Потребитель привык – дадим ему предочиститель. Кстати, поясок поможет скрыть небрежное гофрирование – но это уж так, к слову…
А вот лидеры не боятся продемонстрировать аккуратную, геометрически правильную укладку. И количество гофр тоже. Так, на «жигулевском» карбюраторном фильтроэлементе их насчитывается порядка ста семидесяти.
Гофрирование шторы воздушного панельного фильтраЗаливка полиуретана в форму
На что обращать внимание? На аккуратное гофрирование – само собой, но важно знать и следующее. В некоторых фильтроэлементах заливка выполняется полиуретанами двух видов: каркас формируется из жесткого материала, а уплотнение – из мягкого. Поэтому не удивляйтесь, что они по-разному будут реагировать на «пальпацию» – это нормально
Поэтому не удивляйтесь, что они по-разному будут реагировать на «пальпацию» – это нормально.
Что касается элементов панельного типа, штора у них особая, так называемая карманная
Важно, чтобы карманы эти не были «бездонными», сквозными, что, к сожалению, встречается у недобросовестных производителей. Проверяется это легко: надо согнуть панельный элемент и посмотреть его на свет – бракованные карманы тут же «заблестят», проявятся
Иногда приходится слышать или читать о каких-то приоритетных расцветках каркаса: дескать, такой-то цвет хорошо, а такой-то – плохо. Подобные заявления свидетельствуют либо о некомпетентности «эксперта», либо о рекламном подтексте. На самом деле краситель на физические и эксплуатационные характеристики полиуретана не влияет. Цвет может быть «визитной карточкой» производителя, составной частью бренда, средством защиты от подделок – но никак не самостоятельным аргументом в спорах о качестве.
Мы привыкли к сетке на панельном фильтре. Это – усилитель, страховка. Поток воздуха может затянуть слабую штору в недра воздухоочистителя – сетка не позволяет этого сделать.
Но вот беда-то: сетка эта бывает оцинкованной. А нормы Euro неумолимы: никакого оцинкованного металла в системах очистки на входе в двигатель! Но ведущие производители фильтров и здесь нашли выход: они заменили сетку полимерными полосками – иногда одной, иногда несколькими. Получилось «дважды экологично»: во‑первых, выполнены европейские нормативы, частицы цинка уже не летят в камеру сгорания; во‑вторых, – такой фильтр не содержит металла, а значит, легко утилизируется. Таков почерк современного производителя.
Грязный фильтр – симптомы
Вот мы и подошли к самому интересному, что будет — если его не менять? То есть он оброс у нас грязью, а мы катаемся и катаемся на нем, скажем 30 – 50 000 километров! Очень просто – из информации сказанной мной чуть выше следует, что фильтрующий элемент, это просто преграда на пути воздуха и поршень когда идет вниз, должен с силой его засасывать! А вот теперь представьте – грязный, он еще хуже пропускает воздух, иногда в 2 – 3 раза, площадь его закупорена грязью, пухом, мошками и т.д.
Двигатель должен намного больше тратить энергии чтобы преодолеть это сопротивление, поэтому симптомы здесь какие:
- Снижение мощности, потому как нужно затратить энергии на всасывание
- Увеличение расхода, иногда очень существенно, например, у меня на практике было на 2 – 3 литра — когда поменяли, расход упал.
- Зачастую даже двигатель плохо запускается.
- Нет тяги.
- Детонация увеличивается.
Просто представьте и это обычный фильтрующий элемент, который, по сути стоит копейки.
Фильтр нулевого сопротивления есть ли толк? Установка и его обслуживание.
У этого поста – 2 комментария.
Стандартный воздушный фильтр в авто выполняет очистку воздуха от пыли благодаря бумаге, спрессованной в несколько слоев. Он прекрасно справляется со своей задачей, обеспечивая двигатель требуемым количеством воздуха и, тем самым, обеспечивая его мощность – но только пока он новый. Дело в том, что мелкие поры в бумаге, пропускающие воздух и задерживающие частицы пыли и грязи, со временем забиваются и перекрывают доступ воздуха к двигателю. Возникает вихревой эффект, из-за которого грязевые частицы проникают глубже в фильтр, забивая его окончательно. В результате снизившегося поступления воздуха, падает.
Конечно, любой стандартный «воздушок» после загрязнения пропускает меньше воздуха, но дело не только в этом. Отверстия – поры в бумаге расположены в хаотичном порядке, поэтому воздух испытывает дополнительное сопротивление, продвигаясь через слои стандартного фильтра (эффект пылесоса). В то же время, как фильтр нулевого сопротивления, содержащий фильтрующий элемент из хлопка, устроен так, что не создает вихревых эффектов и частицы грязи и пыли не проникают в его структуру, оставаясь снаружи.
Будучи установлен в стандартное гнездо, или (намного лучше) без стандартного корпуса системы воздушного впуска, «нулевик» очищает поступающий воздух всей своей поверхностью, пропуская большее количество воздуха, чем стандартный. Хлопок превосходный материал органического происхождения, поэтому фильтр нулевого сопротивления не подвержен воздействию влаги и температурам. Если он намок – высыхание займет минимум времени и он снова в работе. Применение такого фильтра позволит увеличить мощность двигателя на 5%.
Плюсы фильтра нулевого сопротивления:
- — добавляет до 5% мощности.
- — уменьшает расход топлива.
- — меняет звук двигателя.
- — делает вид подкапотного пространства более спортивным.
- — возможность штатной установки.
Минусы «нулевика»:
- — требует регулярного ухода (каждые 2000-3000 чистка и пропитка).
- — дешевый фильтр способствует загрязнению масла и износу двигателя.
- — качественный брендовый фильтр дорого стоит.
- — после установки отдельного фильтра может наблюдаться убавка мощности.
Установка фильтра нулевого сопротивления
«Нулевик» можно установить в штатное место или отдельно. Отдельные фильтры нулевого сопротивления добавляют эффектности подкапотному пространству и считаются самыми производительными. Но отдельно установленный фильтр сосет горячий воздух, разогретый двигателем, а разогретый воздух имеет меньшую плотность и получается, что двигатель теряет в мощности, поскольку «дышит» горячим воздухом.
Штатный квадратный «нулевик» захватывает холодный воздух из-под низа мотора и рядом с крылом, а холодный воздух имеет большую плотность, за счет чего на 5% идет прибавка к мощности. Брендовые варианты фильтров нулевого сопротивления стоят до нескольких тысяч рублей, но существенно сэкономить можно, если доработать уже установленный воздушный фильтр: срезать кусок корпуса (днище) воздушного фильтра, что и даст больший приток воздуха в камеру сгорания.
Пропитка для фильтра нулевого сопротивления:
- — снимите фильтр и обработайте с обеих сторон специальным спреем, предназначенным для промывки.
- — дайте время грязи растворится и стечь, после чего промойте фильтр под проточной водой.
- — дайте фильтру высохнуть, на это уйдет до 10-ти часов (нельзя ускорять сушку феном, над радиатором и т. д.).
- — нанесите на фильтр специальное масло (идет в комплекте с очищающим спреем), правильно пропитанный фильтр должен приобрести красный оттенок (после мытья он серый).
- — установите «нулевик» на место.
Можно ли установить фильтр нулевого сопротивления на скутер, мопед?
Установка «нулевика» на скутер или мопед оправдывает себя лишь в том случае, если планируется использование того же скутера/мопеда в гонках. Если установить дешевый китайский аналог «нулевика» — скутер станет более шумным в езде и ускорится износ ЦПГ. Установка дорогого «нулевика» на заводской двигатель не сделает скутер/мопед мощнее и резвее, т. к. придется перенастраивать карбюратор, но не всегда заводские настройки можно совместить с самопальным тюнингом.
Дмрв – датчик массового расхода воздуха.
Спортивные передние сидения.
Как выбрать автомобильный видеорегистратор.
Признаки загрязненного воздушного фильтра
Воздушный фильтр является расходным материалом и период его замены строго регламентирован. В процессе эксплуатации он постепенно накапливает грязь как на своей внешней, так и на внутренней поверхности. Результатом является затрудненное прохождение воздуха к двигателю и нехватка кислорода, участвующего в процессах сжигания топлива.
Для карбюраторных моторов это приводит к работе на переобогащенных смесях вследствие того, что дозатор с механическим принципом не может в нужной мере регулировать подачу топлива. Инжекторные моторы уже обладают способностью измерять объемы поступающих воздушных масс и рассчитывать необходимое количество топлива.
Несмотря на это, мощность двигателя с инжекторной системой заметно снизится из-за увеличенного сопротивления фильтра. К основным признакам забитого воздушного фильтра можно отнести:
- Больший в сравнении с обычными показателями расход топлива;
- Значительная потеря мощности автомобиля;
- Увеличенный уровень выработки углекислого газа.
Именно для того, чтобы избежать этих неприятностей воздушные фильтры в двигателе подлежат обязательной замене примерно раз в 6 месяцев. Не следует тянуть с проблемой засорившегося фильтра до самого последнего момента и усугублять ситуацию с затрудненной работой мотора.
Также не стоит экономить на своем авто и заниматься прочисткой старого фильтра. Ресурс каждого расходного материала ограничен, и по его истечении автомобиль начинает работать на пределе своих мощностей. Поэтому заниматься восстановлением эксплуатационных характеристик старых фильтров бесполезно и категорически не рекомендовано.
Тем более что процедуру снятия старого фильтра и установки нового можно произвести самостоятельно, без обращения в автосервис, а их стоимость находится на достаточно приемлемом уровне.
Требования к качеству
Высокая степень очистки | Хорошие виброустойчивость и сопротивление давлению |
Малое сопротивление воздушного потока | Простая конструкция, компактность и малый вес |
Длительный срок службы | Достаточное глушение шума |
Типы:
Критерии сравнения: | Сухой тип: | Мокрый тип: |
Конструкция | Сухая фильтрующая бумага гофрированной формы | Специальное клейкое вещество, равномерно нанесенное на фильтрующий материал |
Метод фильтрации | Пыль улавливается ячейками по всей площади фильтрующей бумаги. | Пыль улавливается поверхностью фильтрующей бумаги с нанесенным на неe клейким веществом. |
Характеристики | Возможно повторное использование после чистки
При большом количестве углеродной пыли происходит преждевременное засорение Подходит для мест с большим количеством дорожной пыли (грунтовые дороги, рабочие площадки и т.п.) |
Невозможно повторное использование после очистки или промывки
Невозможно использовать более длительный период, даже при большом количестве углеродной пыли Не подходит для поглащения дорожной пыли Подходит для мест с высокой концентрацией сажи в воздухе (городские районы, магистрали и т.п) |
Автомобили, на которых устанавливаются фильтры | Крупнотоннажные, среднетоннажные и малотоннажные автомобили | Некоторые малотоннажные автомобили и некоторые автобусы |
Отличия оригинальных и не оригинальных изделий:
Оригинальные и неоригинальные изделия отличаются по качеству фильтрующей бумаги. Фильтрующая бумага оригинальных изделий задерживает большее количество мельчайшей пыли, содержащейся в воздухе.
Оригинальное изделие | Неоригинальное изделие |
Разница в сроке службы, не определяемая по внешнему виду Если вы продолжаете использовать воздушный фильтр после наступления срока плановой замены
Сопротивление входящего воздуха может возрасти, и элемент может быть разрушен всасывающей силой двигателя! |
Сравниваемая позиция: | Оригинальное изделие: | Неоригинальное изделие: |
Фильтрующий материал | Изготовлено из растительного волокна со стро-гим контролем фильтрующих характеристик, прочности на растяжение, прочности на разрыв и т.д. | Зачастую это повторно используемая бумага или остаточный материал, во многих случаях плохо улавливающий пыль, низкого каче-ства, с грубой текстурой, плохими рабочими характеристиками и малым сроком службы. |
Площадь фильтрующего элемента | С целью обеспечения большого срока службы автомобилей для каждого двигателя уста-навливается оптимальное значение на основе результатов, полученных во время ресурсных испытаний, поэтому засорение фильтрующего элемента не сказывается на скорости воздуш-ного потока. | Меньшая площадь фильтрации (около 85%) по сравнению с оригинальной деталью, что дает преимущество в стоимости, но в скором времени приводит к возрастанию сопротивления воздушного потока. |
Связующий участок между фильтрующей бумагой и торцевой крышкой | Используется высококачественное связующее вещество с хорошей износостойкостью и кристаллизацией, со строгим контролем каче-ства и равномерности нанесения связующего вещества, обработки места соединения. | Естественный износ материала, отслоение элементов из-за некачественного клеевого состава и отсутствие контроля качества ска-зываются на качестве итоговой продукции. |
Качество уплотнения | Термостойкая резина | Обычная резина |
Конструкция корпуса | Конструкция обеспечивает эффективную подачу воздуха в двигатель. | Корпус, отличный от оригинального, может вызвать проблемы с электроникой и снизить глушение шума. |
Тощина торцевой крышки | Толстая торцевая крышка, фильтрующий материал и материал корпуса хорошо связаны уретановым материалом. | При длительной эксплуатации тонкая торце-вая крышка может привести к утечке воздуха через место соединения. |
Эффективность фильтрации и долговечность | Испытания согласно стандарту JIS D 1612 подтвердили, что используемый материал долговечен и отличается маслостой-костью и высокой герметичностью. | Некоторые изделия могут терять герметич-ность из-за плохой стойкости к износу и воздействию масла при длительной работе; эксплуатационный ресурс вдвое ниже, чем у оригинального изделия. |
Соответствие заданным техническим характеристикам | Каждое изделие разрабатывается исходя из параметров впускного воздушного патрубка двигателя. | Баланс детали обычно не принимается в расчет, поскольку разрабатывается только воздухоочистительный элемент. По этой причине могут возникнуть проблемы с электронными устройствами двигателя. |
Отличия оригинальных и неоригинальных деталей:
Вспоминаем азы
Все знают, что в цилиндрах двигателя воспламеняется не бензин, а горючая смесь. Для полного сгорания смеси необходимо, чтобы воздуха в ней было в 15–20 раз больше, чем топлива — причем по массе, а не по объему.
Воздушный фильтр GB-943 для автомобилей HYUNDAI Solaris, KIA Rio
Вот, например, малолитражный легковой автомобиль с двигателем мощностью 80 л.с., потребляющим в городском режиме 8 л топлива «на сотню». На каждый килограмм бензина (это примерно 1,33 л) ему потребуется 14 кг воздуха. Переходя к объему, получаем 10,8 куб. м.
Задавшись годовым пробегом 20 тыс. км, можно подсчитать, что в год наш двигатель проглотит порядка 12 500 куб. м воздуха. А ведь этот воздух жутко загрязнен! Немецкий исследователь Михаэль Дурст (M. Durst) показал, что за 10 лет эксплуатации в двигатель стремится проникнуть более 6 кг пыли (см. книгу «Фильтрация в автомобилях», оригинальное название Filtration in Fahrzeugen, M. Durst, 2002 verlab moderne industrie, Augsburg).
Правда, указанная цифра выведена для особо запыленных районов Германии — но легче от этого не становится. Наоборот, возникают дополнительные вопросы: сколько пыли стремится проникнуть в нутро двигателя в российских регионах, с их разбитыми дорогами, степными суховеями и промышленными загрязнениями? А на полевых работах? На стройках? В песчаных карьерах?
Воздушный фильтр GB-9320 для автомобилей FORD C-Max, Focus, Kuga; Mazda 5; Volvo C30, S40, V50
А в окружающем нас воздухе чего только не содержится! Но главная опасность для двигателя — твердые взвеси, и особенно кварцевая пыль. Если воздух не очищать, пыль попадет внутрь мотора и будет воздействовать на трущиеся пары как абразив. Это очень быстро приводит к ухудшению работы двигателя, а там и до капитального ремонта недалеко.
Но это еще не все. Грязь оседает на датчике массового расхода воздуха, «сбивая с толку» блок управления двигателем. И пошло-поехало по цепочке: нарушается дозировка топлива, возрастает аппетит мотора, увеличивается токсичность отработавших газов. К счастью, на пути зловредной пыли стоит воздухоочиститель с фильтрующим элементом.
Чтобы увеличить ресурс
Итак, при достижении сопротивления в 25 дюймов вод. ст. фильтр надо заменить, но и у нового фильтра начальное сопротивление около 8 дюймов, или 200 мм вод. ст. А рабочий диапазон составляет соответственно 17 дюймов, или 430 мм вод. ст. Поэтому для увеличения срока службы фильтров была проведена работа по уменьшению их начального сопротивления на 25% (до 6 дюймов, или 150 мм вод. ст.) при сохранении той же эффективности очистки воздуха.
В радиальном фильтре количество бумаги ограничивается его наружным диаметром. Увеличить площадь поверхности бумаги можно только путем увеличения площади поперечного сечения фильтроэлемента, что можно сделать, лишь уменьшив его посадочный диаметр. Однако если уменьшить проходное сечение, то сократится количество воздуха, подаваемого к двигателю. Поэтому компания Cummins Filtration увеличила посадочный диаметр, одновременно увеличив глубину фриз, склеив их с посадочного торца. Эта технология запатентована под названием OptiAir и в настоящее время применяется несколькими компаниями, в том числе в Восточной Европе. Корпус такой конструкции полностью пластмассовый, что отвечает современным тенденциям на рынке фильтров: несмотря на то, что подготовка производства пластмассовых корпусов обходится намного дороже, чем металлических, конечный продукт получается дешевле.
Большим достоинством разработки OptiAir является то, что благодаря увеличенному сечению можно уменьшить габаритные размеры фильтрующего элемента, полностью сохранив при этом технические характеристики стандартного фильтра. То есть на транспортные средства с небольшим моторным отсеком, прежде всего на те же погрузчики, можно устанавливать уменьшенную модификацию данного фильтра. При этом корпус изначально снабжен крыльчаткой, обеспечивающей первичную циклонную очистку воздуха.
Кроме того, для работы в условиях повышенной запыленности воздуха разработаны специальные предочистители, позволяющие существенно уменьшить количество пыли и других загрязнений, поступающих к основному фильтрующему элементу, и тем самым продлить его ресурс.
Орошение водой, дождевальные установки
Давно известным общепринятым способом пылеподавления является орошение путем распыления воды стационарными и мобильными дождевальными (поливальными) установками и гидромониторами.
Стационарные дождевальные установки применяются как основной способ пылеподавления при работе горнопроходческих комбайнов. Многие комбайны оснащаются собственными дождевальными системами – они смачивают поверхность породы. Для помещений и подземных технологических дорог используются дождевальные установки на потолке или стенах штольни. Обладающие большой дальностью действия дождевальные установки применяются для пылеподавления штабелированных материалов. Немало летучей пыли образуется при разгрузке самосвалов в бункер дробилки или в отвалы пустой породы. Для ее подавления рекомендуют использовать систему орошения, которая монтируется «на упоре задних колес» разгружающегося самосвала и во время выгрузки интенсивно увлажняет выгружаемый материал.
В состав дождевальных систем входят нагнетающий водяной насос, дозирующий насос (подающий в воду присадку), насосы для подачи воды или раствора под давлением в форсунки, форсунки и система управления (датчики и пульт управления). Дождевальные системы управляются вручную или автоматически. Датчик измеряет количество воды в резервуаре, и насос автоматически подает воду, когда ее уровень уменьшается. Дозирующий насос прекратит работу, когда уровень химического вещества в баке понизится до критического уровня. Если, например, загрузка горной массы в бункер прекращается, дождевальная установка автоматически прекращает работу.
Традиционно с пылью на технологических дорогах в карьерах и на стройках борются с помощью специализированных поливальных машин с дождевальными установками. Применяются также дождевальные установки с цистернами различной емкости, которые можно устанавливать в кузова карьерных самосвалов с жесткой и сочлененной рамой. Карьерная поливальная машина может оснащаться гидромонитором, управляемым из кабины, который способен точно распылять воду на расстояние до 50–60 м. Функция регулирования объема воды в баке позволяет задавать нужное количество, чтобы не возить лишней массы, если в данный день не требуется много воды.
Недостатки. Обслуживание дождевального оборудования, энергозатраты и рабочая сила стоят недешево. Доставка воды для дождевальных установок может быть серьезной проблемой в засушливой безводной местности. Но даже если вода в данной местности легкодоступный и дешевый продукт, она испаряется (а с ней и деньги, затраченные на обеспыливание) и позволяет подавить пыль лишь на очень непродолжительное время, которое зависит от типа грунта и климатических условий, поэтому процесс увлажнения пыльной поверхности бесконечен, как и затраты на него. Для дробилки применение воды может быть проблематичным, если ее применять в количествах, необходимых для полного подавления пыли. В дробилках образуется настолько мелкая пыль, что при попытке связать ее чистой водой могут засориться грохоты, и установку придется останавливать на обслуживание. К тому же вода с каменной пылью действует как агрессивный абразив, изнашивает оборудование и увеличивает затраты на ремонт.
И один из самых главных недостатков: орошение неэффективно в подавлении вдыхаемой пыли, т. е. не уменьшает концентрацию опасной для здоровья пыли в воздухе, так как размер капель составляет от 200 до 600 мкм, что значительно больше, чем размер частиц вдыхаемой пыли (2–10 мкм).
Механизм осаждения пыли из воздуха заключается в том, что капли воды, соединяясь с частицами пыли, увеличивают их вес, в результате пыль оседает на землю. Однако исследования показали, что в случае, если размеры капель воды существенно превышают размеры частиц пыли, частицы пыли будут двигаться вокруг капель воды вместе с потоками воздуха, обтекающими каплю, и не соединятся с водой (см. рис.-схему). Таким образом, если ввести в воздух достаточное количество капель воды примерно такого же размера, как частицы пыли, вероятность столкновения между каплями воды и частицами пыли будет очень высокой. Кроме того, на интенсивность соединения капель воды и частиц пыли влияют следующие факторы: склонность частиц пыли к растворению в воде, гидрофобность или гидрофильность (способность к смачиванию), присутствие гигроскопичных солей, электрический потенциал частиц пыли и капель воды, температура, влажность воздуха, атмосферное давление, наличие и влияние электрических полей.
Масляно-инерционные воздухофильтры
Все минусы инерционных фильтров были слишком очевидными, что явилось предпосылкой к интенсивному поиску более рациональных решений по очистке воздуха и привело к созданию инерционно-масляных фильтров. Они значительно превосходили инерционные по эффективности благодаря одному существенному конструктивному отличию. На дно корпуса инерционно-масляного автофильтра наливалось моторное масло, которое улавливало и удерживало в себе загрязняющие частицы. Фильтрующее оборудование данного типа также является многоразовым. Его необходимо регулярно промывать и менять масло. На некоторых видах сельхозтехники они применяются до сих пор.
Результатом технологических изысканий стало появление в 1953 году революционно новой системы фильтрации поступающего в двигатель воздуха, основой которой стал бумажный фильтр. Новое оборудование существенно превосходило инерционно-масляные фильтры по эффективности и длительности эксплуатации.