Chevrolet Lacetti: тормозная система — обслуживание и апгрейды

Подробное руководство: Chevrolet Lacetti: тормозная система — обслуживание и апгрейды. Полезно владельцам Chevrolet Lacetti по России.

Безопасность на дороге — это то, о чем должен заботиться каждый водитель. Одним из ключевых элементов, обеспечивающих эту безопасность, является тормозная система автомобиля. Сегодня мы подробно разберем тормозную систему популярного седана Chevrolet Lacetti, который заслужил доверие многих автолюбителей благодаря своей надежности и доступности. Мы рассмотрим ее устройство, узнаем, сколько служат ее компоненты, как распознать неполадки и что можно сделать для улучшения тормозных характеристик.

Logan

Устройство тормозной системы Chevrolet Lacetti

Тормозная система Шевроле Лачетти — это классическая гидравлическая двухконтурная система с вакуумным усилителем. Она разработана таким образом, чтобы обеспечить эффективное снижение скорости и остановку автомобиля в различных дорожных условиях.

Основные компоненты:

  • Педаль тормоза: Механически связана с главным тормозным цилиндром. При нажатии передает усилие на гидравлическую систему.
  • Вакуумный усилитель тормозов: Увеличивает усилие, прикладываемое к педали, значительно облегчая процесс торможения для водителя. Он использует разрежение во впускном коллекторе двигателя.
  • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ): Преобразует механическое усилие от педали в гидравлическое давление. Имеет два независимых контура, что повышает безопасность: при отказе одного контура второй продолжает работать.
  • Тормозные трубки и шланги: По ним тормозная жидкость (DOT-4) под давлением передается к колесным тормозным механизмам. Трубки изготовлены из металла, а шланги — из резины, что позволяет им выдерживать различные деформации при работе подвески.
  • Тормозные суппорты: Содержат поршни, которые при поступлении тормозной жидкости выдвигаются и прижимают тормозные колодки к тормозному диску. На Шевроле Лачетти обычно используются однопоршневые плавающие суппорты.
  • Тормозные диски: Устанавливаются на ступице колеса и вращаются вместе с ним. Колодки прижимаются к ним, создавая трение и замедляя вращение колеса. На передней оси Chevrolet Lacetti устанавливаются вентилируемые диски, на задней — сплошные.
  • Тормозные колодки: Изготавливаются из фрикционного материала и являются расходным элементом. Их задача – создавать необходимое трение с диском.
  • Система ABS (антиблокировочная система): Предотвращает блокировку колес при резком торможении, позволяя сохранить управляемость автомобиля. Включает датчики скорости колес, электронный блок управления (ЭБУ) и гидравлический блок модуляции давления.

Таблица ресурса компонентов тормозной системы

Ресурс компонентов тормозной системы может сильно варьироваться в зависимости от стиля вождения, условий эксплуатации и качества используемых запчастей. Приведем усредненные значения:

Компонент Средний ресурс (км) Примечания
Передние тормозные колодки 30 000 — 50 000 Сильно зависят от агрессивности вождения
Задние тормозные колодки 60 000 — 80 000 Изнашиваются медленнее передних
Передние тормозные диски 60 000 — 100 000 Обычно меняются через 2 комплекта колодок
Задние тормозные диски 100 000 — 150 000 Могут прослужить дольше передних
Тормозная жидкость 2 года или 30 000 — 40 000 Меняется по регламенту, независимо от пробега
Тормозные шланги 80 000 — 120 000 Визуальный осмотр на трещины и вздутия обязателен
Главный тормозной цилиндр 150 000 — 200 000+ Может выйти из строя раньше при утечках жидкости
Суппорты 150 000 — 200 000+ Требуют периодической чистки и смазки направляющих
Подшипники ступицы 80 000 — 120 000 Их износ может влиять на работу ABS

Симптомы износа и неисправностей тормозной системы

Своевременное выявление проблем в тормозной системе критически важно для безопасности. Обращайте внимание на следующие признаки:

1. Изменение характера торможения:

  • Увеличенный тормозной путь: Машине требуется больше времени и расстояния для остановки.
  • Потеря эффективности тормозов: Слабое замедление даже при сильном нажатии на педаль.
  • «Мягкая» или проваливающаяся педаль: Педаль легко уходит в пол, нет четкого сопротивления. Может свидетельствовать об утечке тормозной жидкости или неисправности ГТЦ.
  • «Твердая» педаль тормоза (требуется чрезмерное усилие): Может быть признаком неисправности вакуумного усилителя или затрудненного перемещения поршней в суппортах.
  • Биение или вибрация на педали или руле при торможении: Чаще всего указывает на деформацию (поведенность) тормозных дисков.
  • Увод автомобиля в сторону при торможении: Может быть вызван неравномерным износом колодок, заклиниванием суппорта на одном из колес или неравномерным давлением в контурах.

2. Звуки при торможении:

  • Скрип, визг, скрежет: Чаще всего указывает на износ тормозных колодок до критического уровня (срабатывает индикатор износа — металлическая пластина, которая касается диска) или попадание грязи, камней.
  • Глухой стук: Может быть связан с ослабленными элементами крепления суппорта или большим люфтом в направляющих.

3. Визуальные и тактильные признаки:

  • Горит контрольная лампа ABS/ESP на приборной панели: Указывает на неполадки в соответствующей системе.
  • Снижение уровня тормозной жидкости в бачке: Может быть признаком утечки.
  • Видимые утечки тормозной жидкости: На колесах, под автомобилем, в районе суппортов или ГТЦ.
  • Неравномерный износ тормозных колодок: Одна колодка изнашивается быстрее другой в одном суппорте, или колодки с одной оси изношены сильнее.
  • Коррозия или глубокие борозды на тормозных дисках: Снижают эффективность торможения и приводят к ускоренному износу колодок.
  • Перегрев колесного диска: Если после поездки один из дисков ощутимо горячее остальных, это может свидетельствовать о заклинивании суппорта.

Диагностика тормозной системы

При появлении любого из вышеуказанных симптомов необходимо провести тщательную диагностику тормозной системы. Это можно сделать как самостоятельно, так и на СТО.

Чек-лист для самостоятельной диагностики:

  1. Проверка уровня тормозной жидкости: Убедитесь, что уровень находится между метками MIN и MAX на бачке. Если он ниже, долейте жидкость и поищите утечки.
  2. Визуальный осмотр тормозных шлангов и трубок: Ищите трещины, вздутия, потертости, следы утечек. Особое внимание уделите местам крепления.
  3. Осмотр тормозных дисков: Оцените толщину дисков (есть минимально допустимая толщина, указанная производителем), отсутствие глубоких царапин, борозд, трещин, а также признаков перегрева (синий или радужный оттенок).
  4. Осмотр тормозных колодок: Проверьте остаточную толщину фрикционного слоя. Обычно, если остается менее 2-3 мм, колодки подлежат замене. Оцените равномерность износа.
  5. Проверка состояния суппортов: Убедитесь, что суппорты не заклинивают, поршни легко перемещаются, а направляющие смазаны и не имеют люфтов. Осмотрите защитные пыльники на поршнях и направляющих на предмет повреждений.
  6. Проверка работы стояночного тормоза: Натяните ручник и убедитесь, что автомобиль надежно удерживается на уклоне. При необходимости отрегулируйте натяжение троса.
  7. Проверка вакуумного усилителя: На заглушенном двигателе сделайте несколько нажатий на педаль тормоза, чтобы сбросить вакуум. Задержите педаль нажатой и заведите двигатель. Если педаль немного проваливается вниз, усилитель работает.
  8. Проверка системы ABS: Если горит лампа ABS, необходимо провести компьютерную диагностику для считывания кодов ошибок. Это позволит точно определить неисправный датчик или блок.

При любом подозрении на серьезную неисправность, лучше обратиться к специалистам. На СТО есть специализированное оборудование (стенды для проверки тормозной системы, сканеры для ABS), которое позволит провести более точную диагностику.

Профилактика и обслуживание тормозной системы

Регулярное обслуживание и правильная эксплуатация значительно продлят срок службы тормозной системы вашей Шевроле Лачетти и обеспечат вашу безопасность.

1. Регулярная замена тормозной жидкости:

  • Тормозная жидкость гигроскопична, то есть она впитывает влагу из воздуха. Влага снижает температуру кипения жидкости, что может привести к образованию паровых пробок при интенсивном торможении и «провалу» педали.
  • Меняйте тормозную жидкость (DOT-4) каждые 2 года или 30 000-40 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.

2. Своевременная замена изношенных компонентов:

  • Тормозные колодки: Не ждите, пока заскрипят индикаторы износа. Регулярно проверяйте толщину фрикционного слоя и заменяйте колодки при достижении минимально допустимой толщины.
  • Тормозные диски: Замена дисков производится, когда их толщина достигает минимума, указанного производителем, или при появлении сильного биения, глубоких борозд и трещин. Обычно диски меняются через каждые 2-3 комплекта колодок.
  • Тормозные шланги: Осматривайте их на предмет трещин и вздутий. Заменяйте при малейших подозрениях.

3. Обслуживание суппортов:

  • При каждой замене колодок (или хотя бы раз в год) необходимо проводить чистку и смазку направляющих суппортов. Это предотвращает их заклинивание и обеспечивает равномерный износ колодок.
  • Проверяйте состояние пыльников поршней и направляющих. Поврежденные пыльники могут привести к попаданию грязи и влаги, что вызовет коррозию и заклинивание.

4. Проверка и регулировка стояночного тормоза:

  • Регулярно проверяйте ручник и при необходимости регулируйте натяжение троса. Он должен надежно удерживать автомобиль и полностью отпускаться.

5. Поддержание чистоты:

  • Регулярно мойте диски и суппорты, особенно после езды по бездорожью или в грязных условиях, чтобы удалить грязь, песок и реагенты.

6. Правильный стиль вождения:

  • Избегайте резких и частых торможений, особенно на высоких скоростях. Это вызывает перегрев и ускоренный износ компонентов. Старайтесь использовать метод «торможение двигателем» там, где это возможно.
  • Предвидьте дорожную ситуацию, чтобы мягко и плавно замедляться.

Апгрейды тормозной системы Chevrolet Lacetti

Хотя штатная тормозная система Шевроле Лачетти достаточна для большинства условий эксплуатации, некоторые водители могут захотеть улучшить ее характеристики, особенно если стиль вождения более агрессивный или автомобиль подвергается тюнингу.

1. Улучшенные тормозные колодки:

  • Полуспортивные или «керамические» колодки: Обладают более высоким коэффициентом трения, лучше работают при высоких температурах и обеспечивают более эффективное торможение. Могут быть дороже и издавать больше шума, а также немного быстрее изнашивать диски.
  • Примеры производителей: Ferodo, TRW, Brembo (не оригинальные), EBC Brakes.

2. Перфорированные или слотированные тормозные диски:

  • Перфорация (отверстия): Способствует лучшему отводу тепла и газов, образующихся при трении, а также очистке поверхности колодок.
  • Слоты (насечки): Обеспечивают отвод газов и пыли, предотвращая эффект «плавания» колодки на газовой подушке.
  • Оба типа дисков улучшают начальный отклик и стабильность торможения при высоких нагрузках. Могут быть немного шумнее обычных и более склонны к растрескиванию при сильном перегреве.

3. Увеличенные тормозные диски и суппорты (Big Brake Kit):

  • Это самый радикальный и эффективный, но и самый дорогой апгрейд. Установка дисков большего диаметра и/или многопоршневых суппортов значительно увеличивает площадь контакта колодок с диском и эффективность рассеивания тепла.
  • Такой комплект может потребовать замены ступиц, тормозных шлангов и изменения параметров колесных дисков (могут не подойти стандартные).
  • Обычно актуально для автомобилей с серьёзно увеличенной мощностью двигателя или для активной езды по треку.

4. Армированные тормозные шланги:

  • В отличие от резиновых, армированные шланги (изготовленные с использованием оплетки из нержавеющей стали) не расширяются под давлением. Это обеспечивает более четкий и прогнозируемый отклик педали, а также снижает потери давления.
  • Это относительно недорогой и эффективный апгрейд.

5. Тормозная жидкость с более высокой температурой кипения:

  • Использование гоночных или высокотемпературных жидкостей (например, DOT 5.1 или специальные жидкости DOT 4) может быть актуально при очень агрессивной езде или на гоночном треке, где тормоза подвергаются экстремальным нагрузкам.
  • Важно помнить, что некоторые такие жидкости могут быть еще более гигроскопичными и требовать более частой замены.

При выборе апгрейдов всегда ориентируйтесь на свои потребности, стиль вождения и бюджет. Помните, что любые изменения в тормозной системе должны быть выполнены квалифицированными специалистами, чтобы обеспечить вашу безопасность.

Забота о тормозной системе Chevrolet Lacetti — это инвестиция в ваше спокойствие и безопасность на дороге. Регулярная проверка, своевременное обслуживание и понимание принципов работы системы помогут вам уверенно чувствовать себя за рулем вашего автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Chevrolet - лучшая машина