Что такое позиция автора?
Позицию автора нередко путают с проблемой текста, поэтому очень важно знать их характеристики и уметь отличать их друг от друга. Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см
в статье «Что такое проблема текста?» )
Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см. в статье «Что такое проблема текста?» ).
Позиция автора — это авторское отношение к теме или проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме.
В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная.
По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.
Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.
Например:
В в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».
Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.
А в осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?».
Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.
Способы выражения позиции автора
В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:
- прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
- косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.
Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:
- определение типа и стиля речи исходного текста;
- выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.
Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней
В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.
Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).
В публицистическом тексте
В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.
В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:
- название текста (если есть);
- отдельные предложения в тексте;
- различные аргументы, факты.
Например:
В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».
Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.
Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .
Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.
В художественном тексте
В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.
Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:
- риторические вопросы;
- порядок слов в предложении;
- лексические повторы;
- оценочная лексика;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
Например:
В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».
После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.
Как сформулировать позицию автора художественного текста?
Для того чтобы грамотно сформулировать авторскую позицию в художественном тексте, нужно сначала обратить внимание на особенности художественного повествования. Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом
Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом.
Например:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.
(Описание позиции автора по ).
Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, в таких случаях позицию автора определить трудно.
Для определения позиции автора в подобном тексте, можно основываться на размышлениях о том, что представляет собой герой рассказа, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с точки зрения выпускника, неправильно, то, возможно, автор думает точно так же.
Например:
«Решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя. Ему смешно, но и одновременно грустно сознавать, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле. » (Описание позиции автора по ).
↑ Ответы с пояснением
Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело
Роль – играть роль, но иметь значение
Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д.
Значения – иметь значение, играть роль
Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление.
Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить
Взгляд – бросить взгляд
Победу – одержать победу, завоевать первенство
Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения
Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания
Предшествующих
Поднимается – нельзя стремительно ползти
Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль
Низкие – низкие цены, дешевые товары
Косяк – косяк рыб, стая птиц
Придавал – придавать значение, уделять внимание
Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества
Вину – загладить вину, брать ответственность
Заслужить – заслужить уважение
Играли – играть первую скрипку
Проявить – проявить заботу, оказать внимание
Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса
Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть
Выдвинуть – выдвинуть гипотезу
Нанести – нанести вред, оказать влияние
Произведений – отрывки из произведений
Принимать – принимать во внимание
Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник
Значения – иметь значение, играть роль
Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие
Предложил – предложить руку и сердце
Табун – табун лошадей, рой пчел
Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление
Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу
Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л.
Глаз – не смыкать глаз
Приятное – приятное впечатление
Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность
Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний
Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость
Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла
Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум
Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду
Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение
Старом – старый сад, преклонный возраст
Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу
Успехи – достигнутые успехи
Присутствием – почтить присутствием
Коллекционером – коллекционер — тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы
Выгула – выгул собак, выпас овец
Бросились – броситься врассыпную
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2021 / Практика ЕГЭ по русскому языку по заданиям
- adminn
Правила формулирования позиции автора
Для грамотного формулирования позиции автора необходимо руководствоваться следующими правилами:
При формулировании авторской позиции желательно избегать сложных синтаксических конструкций и образных выражений.
При цитировании исходного текста нужно подбирать предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно.
Важно обращать внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
Формулировку позиции автора необходимо выделять отдельным абзацем сочинения
Объём формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ: 1-3 предложения.
После формулирования позиции автора необходимо выразить своё отношение к ней (согласие или несогласие) и обосновать его.
О том, как сформулировать своё мнение по проблеме и отношение к авторской позиции читайте в статье «Собственное мнение выпускника по проблеме текста».