Как написать своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста?

Позиция автора текста, как правильно её сформулировать?

Что такое позиция автора?

Позицию автора нередко путают с проблемой текста, поэтому очень важно знать их характеристики и уметь отличать их друг от друга. Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см

в статье «Что такое проблема текста?» )

Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см. в статье «Что такое проблема текста?» ).

Позиция автора — это авторское отношение к теме или проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме.

В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная.

По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.

Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.

Например:

В в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».

Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А в осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?».

Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Как сформулировать позицию автора художественного текста?

Для того чтобы грамотно сформулировать авторскую позицию в художественном тексте, нужно сначала обратить внимание на особенности художественного повествования. Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом.

Например:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.

(Описание позиции автора по ).

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, в таких случаях позицию автора определить трудно.

Для определения позиции автора в подобном тексте, можно основываться на размышлениях о том, что представляет собой герой рассказа, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с точки зрения выпускника, неправильно, то, возможно, автор думает точно так же.

Например:

«Решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя. Ему смешно, но и одновременно грустно сознавать, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле. » (Описание позиции автора по ).

↑ Ответы с пояснением

Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 
Роль – играть роль, но иметь значение 
Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
Значения – иметь значение, играть роль 
Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить 
Взгляд – бросить взгляд 
Победу – одержать победу, завоевать первенство 
Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения 
Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания 
Предшествующих 
Поднимается – нельзя стремительно ползти 
Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль 
Низкие – низкие цены, дешевые товары 
Косяк – косяк рыб, стая птиц 
Придавал – придавать значение, уделять внимание 
Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества 
Вину – загладить вину, брать ответственность 
Заслужить – заслужить уважение 
Играли – играть первую скрипку 
Проявить – проявить заботу, оказать внимание 
Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса 
Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть 
Выдвинуть – выдвинуть гипотезу 
Нанести – нанести вред, оказать влияние 
Произведений – отрывки из произведений 
Принимать – принимать во внимание 
Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник 
Значения – иметь значение, играть роль 
Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие 
Предложил – предложить руку и сердце 
Табун – табун лошадей, рой пчел 
Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление 
Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу 
Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л. 
Глаз – не смыкать глаз 
Приятное – приятное впечатление 
Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность 
Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний 
Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость 
Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла 
Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум 
Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду 
Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение 
Старом – старый сад, преклонный возраст 
Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу 
Успехи – достигнутые успехи 
Присутствием – почтить присутствием 
Коллекционером – коллекционер – тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы 
Выгула – выгул собак, выпас овец 

Бросились – броситься врассыпную

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2021 / Практика ЕГЭ по русскому языку по заданиям

  • adminn

Правила формулирования позиции автора

Для грамотного формулирования позиции автора необходимо руководствоваться следующими правилами:

При формулировании авторской позиции желательно избегать сложных синтаксических конструкций и образных выражений.
При цитировании исходного текста нужно подбирать предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно.
Важно обращать внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
Формулировку позиции автора необходимо выделять отдельным абзацем сочинения

Объём формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ: 1-3 предложения.

После формулирования позиции автора необходимо выразить своё отношение к ней (согласие или несогласие) и обосновать его.
О том, как сформулировать своё мнение по проблеме и отношение к авторской позиции читайте в статье «Собственное мнение выпускника по проблеме текста».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Chevrolet - лучшая машина
Добавить комментарий
Войти с помощью: